Что такое усталость голосовых связок

Первый доктор

Перенапряжение голосовых связок симптомы

Каждый из нас, хотя б единожды сталкивался с такой проблемой как осиплость голоса или вовсе его отсутствие. Зачастую подобное наблюдается после сильного переохлаждения, употребления мороженного или холодных напитков. Кроме того, болят связки в горле после длительного крика или пения.

Голосовые связки, локализованные в гортани, представляют собой мышечно-соединительнотканные структуры, формирующие щель между собой. Размеры последней изменяются в зависимости от напряжения связок. Когда сомкнуты связки воздух не проходит через гортань, и голос отсутствует.

Голосовая осиплость обусловлена отечностью связок, что уменьшает просвет щели. Выраженное воспаление и отечность связок приводит к значительному сужению щели и изменению голоса.

Болезни голосовых связок развиваются вследствие:

переохлаждения, когда холодовой фактор оказывает местное воздействие (при глубоком дыхании через рот, употреблении холодных напитков). Также признаки воспаления в гортани могут стать симптомом общего переохлаждения, помимо лихорадки, недомогания и кашля; перенапряжения связок. Особенно часто страдают люди, связанные с ораторской деятельностью (дикторы, учителя, вокалисты); длительного дыхания загрязненным воздухом (смог, производственные вредности), что приводит к сухости слизистой, ее раздражению и дисфункции звукоформирующего аппарата; хронического воспаления носо-, ротоглотки, например, синусита, тонзиллита, что предрасполагает распространению инфекции при обострении заболевания; инфекционного поражения (вирусы, бактерии); аллергической реакции; курения; травматического поражения; онкологических новообразований.

При негативном воздействии перечисленных факторов поражаются голосовые связки. В голосовых связках наблюдается отечность тканей и микротрещины на слизистой оболочке, что повышает риск вторичного инфицирования. Стоит выделить симптомы, которые встречаются практически в каждом случае поражения голософормирующего аппарата:

голосовая охриплость, вплоть до афонии; першение, сухость; болезненность при глотании; гиперемия задней глоточной стенки; кашель сухого типа с возможным переходом во влажный; субфебрильная гипертермия.

Заметим, что у детей риск развития респираторной недостаточности значительно выше, что связано с меньшим диаметром дыхательных путей и выраженной отечностью тканей.

Ларингит

В сравнении с другими заболеваниями, ларингит диагностируется в большей части случаев. Болезнь развивается вследствие бактериального или вирусного инфицирования, сильного переохлаждения, употребления холодных продуктов или вдыхания загрязненного воздуха.

Симптоматически патология проявляется:

сухостью, першением; субфебрильной гипертермией; щекотанием в горле; комком в горле; голосовой осиплостью; сухим кашлем; болезненностью при глотании.

В случае хронизации патологического процесса симптомы беспокоят периодически и меньшей интенсивностью. При обострении заболевания развивается клиника острого ларингита.

Диагностика проводится с помощью ларингоскопии, при которой специалист визуализирует покраснение, отечность связок, на поверхности которых отмечается мокрота. При гриппе на связках возможны кровоизлияния. Для определения инфекционного возбудителя проводится бактериологическое исследование, материал для которого собирается со слизистой ротоглотки. В анализах крови регистрируется лейкоцитоз.

При хронической форме при ларингоскопии наблюдается гиперпластический или атрофический тип болезни. У вокалистов, воспитателей и дикторов на поверхности утолщенных связок визуализируются узелки.

Ларингит может развиваться на фоне дифтерии, гриппа, сибирской язвы, кори, коклюша, сапа, скарлатины и брюшного тифа.

Перенапряжение голосовых связок, симптомы, лечение

С самого рождения мы обладаем способностью воспроизводить звук – голосом. Подобным умением мы обязаны голосовым связкам, которые находятся в слизистых оболочках гортани и выступают в ее полость. Голос может меняться в течение всей жизни, а в некоторых случаях он может подвергаться агрессивным воздействиям. Деятельность голосовых связок может нарушаться по причине воспалительных поражений или слишком активного использования. Так перенапряжение голосовых связок может стать причиной полной потери голоса или его некоторого нарушения. Обсудим же на этой странице www.rasteniya-lecarstvennie.ru причины по которым возникает перенапряжение голосовых связок, симптомы, лечение их в случае надобности, а также народное лечение народными средствами.

Крик либо длительный разговор на повышенных тонах может стать причиной перенапряжения и травм голосовых связок. В осеннее время отрицательный эффект усиливается по причине погодных условий (выраженного ветра либо сырости), а также из-за начала отопительного сезона (пересушенный воздух в помещении отрицательно сказывается на деятельности голосовых связок).

В зоне риска находятся все люди, которые вынуждены работать голосом: лекторы, воспитатели в детских садах, адвокаты, а также певцы и учителя.

Симптомы перенапряжения голосовых связок

Перенапряжение голосовых связок становится причиной появления неприятного хриплого кашля. Пациенты жалуются на боли и першение в горле. Их может беспокоить осиплость голоса, а в особенно тяжелых случаях он и вовсе исчезает.

Правильная и своевременная коррекция помогает довольно быстро справиться с неприятными симптомами. Полное выздоровление наступает примерно спустя одну-полторы недели. Однако отсутствие правильного лечения становится причиной серьезных нарушений хронического типа.

О том как корректируется перенапряжение голосовых связок (лечение и рекомендации)

Если вы ощутили, что сорвали голос, начинайте лечение сразу же после появления первых симптомов. Дайте своим связкам максимальный покой – откажитесь от разговоров, а если необходимость поговорить все-таки возникает, разговаривайте как можно тише, но не шепотом. Сам собой, не стоит даже пытаться петь, беседовать по телефону и т.п.
Если у вас произошло перенапряжение голосовых связок, обязательно откажитесь от курения. Также примите меры по изменению микроклимата в своей квартире – проветрите хорошенько и организуйте достаточное увлажнение воздуха.

Если вы сорвали голос, обязательно пейте побольше обычной теплой воды. Также неплохой эффект дает потребление теплого молока с медом и содой и пр. Для смягчения горла и улучшения состояния голосовых связок можно отдать предпочтение травяным чаям, теплым морсам и компотам. Ни в коем случае не стоит пить холодные и горячие жидкости.

Само собой, при перенапряжении голосовых связок нужно несколько изменить и рацион питания. Откажитесь от потребления соленой, острой и твердой пищи (в особенности, семечек и орешков). Лучше всего принимать в пищу протертые супы, каши, бульоны, молочные продукты и пр. Также не лишним будет есть фрукты, особенно те, которые имеют в своем составе массу витамина С.

Если вы сорвали голос, то для скорейшего его восстановления нужно проводить полоскания. Отличным вариантом для таких процедур станет применение травяных сборов из зверобоя, цветков аптечной ромашки, календулы и шалфея.

При легком и среднем перенапряжении голосовых связок только перечисленных средств хватит для того чтобы полностью восстановить голос.

Устраним перенапряжение голосовых связок народными средствами!

Справиться с потерей голоса можно при помощи разных методик народной медицины. Так отличный эффект дает применение зерен аниса. Пятьдесят грамм такого сырья заварите четыреста миллилитрами кипятка. Проварите полученную смесь на огне минимальной мощности в течение восьми-десяти минут. Процедите приготовленный отвар, выбросьте с него зерна и растворите в нем пятьдесят миллилитров коньяка и пару столовых ложек качественного меда. Принимайте готовое лекарство по столовой ложечке с интервалом в час.

Замечательный эффект дает применение гоголя-моголя. Это известный всем и каждому состав, который готовится из качественных яиц. Чтобы приготовить его взбейте свежайший желток, соедините его с парой стаканов теплого молока, четвертью стакана меда и некоторым количеством апельсинового сока. Добавьте к этой смеси белок, хорошо взбитый со столовой ложечкой сахара. Принимайте готовое лекарство натощак.

Для ингаляций стоит соединить литр воды со столовой ложечкой меда, столовой ложечкой растительного масла, столовой ложечкой измельченных листиков эвкалипта и тремя-четырьмя лавровыми листиками. Доведите такое средство до кипения и проварите его в течение двадцати минут. Проводите ингаляции в течение двадцати минут – вдыхайте носом и выдыхайте ртом.

При исчезновении голоса рекомендуется также отварить сто грамм тертой морковки в полулитре молока. После того как морковка сварится, процедите приготовленный отвар и принимайте его теплым по паре чайных ложек трижды на день.

Полоскать горло при перенапряжении связок можно еще и с использованием настоя на основе луковой шелухи. Три чайных ложечки такого сырья заварите полулитром воды, вскипятите и настаивайте в течение трех часов. Используйте для полосканий в утреннее и вечернее время.

Если вы столкнулись с проблемой перенапряжения голосовых связок, постарайтесь тут же приступить к коррекции такой неприятности. При условии адекватного лечения с недугом можно справиться очень быстро, а отсутствие положительного эффекта требует немедленного обращения к врачу.

Развитие голоса: Почему голос устает

Развитие голоса: Почему голос устает

Не владеем голосом – почему?

Основные причины утомляемости голоса:

  • недостаточная тренированность голосовых мышц, участвующих в процессе звукоизвлечения;
  • нарушение естественного алгоритма дыхания;
  • в работу голоса не вовлечено тело, и голосовые связки перегружены, выполняя «чужую работу»;
  • так называемые «зажимы», обусловленные психологическими проблемами, возникающие в теле и встающие на пути звука;
  • дикционные и артикуляционные трудности, являющиеся препятствием свободного звукообразования;

Голосовой фитнес

Вопрос тренировки голосовых мышц решается буквально, путем «голосового фитнеса». Проконсультировавшись со специалистом, надо выяснить, какие именно мышцы нуждаются в развитии, и «качать», пользуясь упражнениями, разработанными для наружных и внутренних мышц гортани, для мышц, участвующих в дыхании, для языка, губ и т.д. Даже после выполнения короткого комплекса артикуляционной гимнастики, практически, у всех в первое время обычно возникает ощущение «жжения», усиления кровообращения, точно так же, как и после физических упражнений, направленных на развитие мускулатуры тела. Что говорит о том, насколько мало мы нагружаем в обычной речи мышцы, необходимые для полноценного звучания. Разработка одних мышц поможет силе и правильному формированию звука, тренировка других – артикуляционной четкости и коррекции дефектов дикции.

Одной из главных мышц, отвечающих за силу голоса, является диафрагма, центральная мышца нашего тела, отделяющая органы дыхания от органов пищеварения. Древние греки называли ее «френ», и то же слово обозначало такие понятия, как «душа», «сознание», «дух», «ум», «рассудок», что говорит о том, какое значение придавалось диафрагме. Диафрагма это и есть та самая «опора», откуда голос черпает свою силу. У людей, чьим рабочим инструментом является голос, диафрагма всегда «накачана», твердая, как камень.

Мало кому известно, что работа певца по энергозатратам приравнивается к работе грузчика, а у кого должен быть лучше развит голосовой аппарат, вокалиста или у оратора, это еще вопрос! Чтобы проверить, насколько важна диафрагма для звукоизвлечения, проведите следующий эксперимент. Максимально расслабьте живот, контролируя рукой, насколько он сохраняет мягкость; после этого попробуйте издать звук… При малейшей попытке сделать звук погромче, вы почувствуете, как напрягается ваша диафрагма! Как узнать, что ваша диафрагма работает хорошо? Положите себе руку на живот, в тот момент, когда вас «разбирает смех»: в этот момент диафрагма максимально напрягается, посылая воздух (звук) импульсами. Это естественная, непроизвольная работа диафрагмы. Вы можете «устать смеяться», но устанут именно нетренированные мышцы живота, но никак не голос, как бы громко он не звучал. Как выработать правильный алгоритм работы диафрагмы для речи? Предлагаю вам простое упражнение, которое можно делать стоя и лежа, с утра, перед сном или даже по дороге на работу. Медленно и глубоко дышите, положив одну руку на грудь (следя за тем, чтобы она не поднималась), а другую – на живот. На вдохе живот (вместе с диафрагмой) подается вперед и вниз (раздувается), на выдохе – втягивается внутрь и вверх, под ребра. Когда это упражнение будет получаться у вас свободно и естественно, и, в конце концов, «встроится» в речь, это существенно усилит ваш голос и сделает его более управляемым. Кроме того, во время упражнения вы массируете ваши внутренние органы, и, уверяю вас, они скажут вам за это «спасибо».

Основа любого звука это дыхание. Можно даже сказать, что голос – это озвученное дыхание: в звукоизвлечении используются те же самые органы, что и в дыхательном процессе. Но – увы, — мы не используем нашу дыхательную систему даже на одну треть, дыхание у нас часто стеснено, зажато, что оказывает негативное влияние не только на голос, но и на наше физическое и психологическое здоровье. Особенно характерно проявляются дыхательно-голосовые зажимы в стрессовых ситуациях: иногда мы буквально физически ощущаем, как нам «не хватает воздуха», а голос звучит сдавлено, глухо и быстро устает. Глубокое брюшное дыхание – прекрасный «антистресс», практический инструмент для восстановления и поддержания ровного, спокойного состояния, «владения собой». Если вам необходимо перед выступлением быстро найти правильный баланс тело-дыхание-голос, проделайте простое упражнение. Встаньте прямо и, если есть возможность, широко раскиньте руки. Представьте себе, что вы из душного вагона выходите прямо на берег моря. Вдохните воздух так, чтобы свежий ветер и запах моря разом наполнили не только легкие, но и все ваше тело. Сделайте несколько вдохов с произвольным выдохом. Если это у вас легко получается – потренируйте выдох. Выдох, устанавливающий правильную позицию для звучания голоса, делается таким образом, как будто вы дыханием греете ладони на морозе. Чем горячее ваше дыхание, тем больше у вас расправляется гортань – ваш проводник звука. Несколько вдохов (море) и выдохов (мороз), — и вы почувствуете, что у вас установилось нормальное глубокое дыхание, сердце бьется ровно, тело в тонусе и голос звучит свободно.

Для налаживания естественного, природного алгоритма дыхания, очень хорошо использовать дыхательные гимнастики, например, знаменитую гимнастику Стрельниковой, которая и была разработана с целью восстановления и развития голоса. «Озвученное дыхание» дыхание тренируется не только при помощи гимнастик, но и на так называемых «доречевых» гласных звуках: вздох облегчения, громкая зевота, смех, стон и т.д. Если мы достигаем легкости и удобства в озвученном дыхании, то на него, как на крепкую нить, постепенно нанизываются все остальные голосовые навыки: дикция, интонации, различные тембры, — и голос приобретает практически неиссякаемый запас прочности.

Не все дыхательные гимнастики подходят для укрепления голоса, но лишь те, которые заточены специально для выполнения этой задачи. Например, йоговская гимнастика, безусловно полезная для здоровья, может помешать развитию голоса, особенно на начальных этапах.

Разумеется, для сохранения голоса, необходимо соблюдать и элементарную «технику безопасности», как то: режим дня, сбалансированное питание, щадящий температурный режим, определенный уровень влажности в помещении и т.д. Просто поверьте, что голос – это часть вас, а не нечто отдельное, и реагирует он на внешние изменения точно так же, как реагирует ваш организм.

Тело. Включенность и зажимы

Почему приходится говорить о восстановлении голоса? Потому что изначально уникальный и полноценный голос дан каждому человеку, от природы, от рождения. Но в условиях городского социума, несмотря на повышенный общий звуковой фон, приличным и уместным считается говорить не громче, чем «в полголоса». И дело тут не только в нежелании превышать обычный уровень шума: звонкий, естественно звучащий голос, «поставленный» на свободное дыхание, является прямым отражением тех эмоций, которые испытывает человек, — восторга, гнева, изумления и т.д. А такое «индивидуальное проявление» чрезмерно выделяет человека из общей массы (и тем самым подвергает его некой потенциальной опасности).

Потому-то мы и слышим с самого детства от любящих родителей: «что ты кричишь?», «тише…», «тихо!», и, наконец, — «замолчи. ». В результате, к отроческому возрасту, мы не только учимся «говорить тихо», — мы вообще лишаемся голоса, как выражения собственного «я», а вместе с тем, приобретаем массу «зажимов», не только голосовых, но телесных и психологических. Одновременно мы перестаем дышать свободно, что влияет не только на речь, но и на наше самочувствие. Когда человек хочет почувствовать себя «царем зверей и огласить лес громоподобным рыком», он, скорее, будет использовать для этих целей магнитофон или радиоприемник. Но ведь в ситуации, скажем, переговоров, когда от тебя требуется максимально личностное проявление своей воли при помощи голоса, не поможет ни магнитофон, ни микрофон, ни какие другие технические ухищрения.

Уроки по постановке голоса часто не дают необходимого результата именно потому, что голос начинают «ставить», то есть обрабатывать, до того, как открыли, нашли, восстановили его естественное звучание.

Свободной речи, помимо мышечной вялости, мешает также отсутствие координации тела и голоса. Я много раз наблюдала, как даже тренированные физически люди совершенно не используют в речи возможности своего тела, его резонаторов и мускульной мощи. Возникает эффект «Головы профессора Доуэля» (фантастический рассказ Беляева, в котором искусственно поддерживается жизнь, разум и речевые функции в голове, при отсутствии тела). Вспомните, как пианист играет на рояле: только ли пальцами он работает? Или скрипач? Движения музыканта напоминают танец, все тело будто превращается в инструмент, на котором он играет. А ведь голос – это наш природный инструмент, изначально являющийся частью нашего тела. Стоить вспомнить о том, что все музыкальные инструменты построены по образу человеческого тела. Не только мышцы речевого и дыхательного аппарата, но все тело должно быть «включено», находиться в состоянии алертности (собранности-готовности) для того, чтобы голос звучал полноценно. Проверьте гибкость позвоночника, проверьте сбалансированность всех частей тела, используйте жестикуляцию, упирайтесь ногами в землю, проверьте, что голова и шея расслаблены и – позвольте голосу свободно звучать в свободном теле.

От скованной речи и стесненного дыхания страдает не только говорящий, но и тот, кто его слушает. Дело в том, что слышим мы не только ушами, но и, как ни странно, речевым аппаратом: наши голосовые мышцы непроизвольно сокращаются, следуя за речью собеседника. Таким образом, слушатели зачастую устают еще больше, чем неумелый оратор.

Как открыть, раскрепостить голос? Позволить ему звучать так, как предусмотрено вашей природой, используя «на все сто» хитроумный и оригинальный инструмент вашего речевого аппарата. Здесь тренинг является наиболее эффективной методикой. Так как освобождение голоса происходит, прежде всего, через освобождение тела, — и в тренинге, при использовании «энергии группы», можно добиться лучшего и быстрейшего результата, сравнительно не только с самостоятельной работой, но и с индивидуальными занятиями. Впрочем, выполняя «домашние задания», вы можете существенно повысить эффективность тренинга.

А как же быть с так называемыми «психологическими зажимами»? Хорошая новость состоит в том, что психика и «физика» связаны неразрывно, как два ядра на одной цепи и являются друг для друга рычагами. Так называемые «зажимы» голоса — действительно, прежде всего, психологические, но начать их «разжимать» можно и с другого конца, освобождая тело. Научившись управлять голосовой и дыхательной мускулатурой, приводить тело в рабочее состояние, мы можем быть спокойными за качество нашего голоса в любой ситуации, во время важной встречи или ответственного выступления.

Дикция и артикуляция

Дикция это, прежде всего, четкое, правильное произнесение согласных звуков, а артикуляция – явственное звучание гласных. Ясность нашей речи «страдает» не только от недостаточного развития артикуляционных мышц, о которой говорилось раньше. Часто мы будто бы стесняемся проговаривать все буквы, будто бы не хотим быть до конца услышанными и понятыми.

Чистая речь и дикционная проработанность свойственна людям, воспитанным в традиционной культуре. Красивый русский язык мы можем услышать и в российской глубинке, скажем, в Архангельских деревнях, и в устах последних представителей «высокой интеллигенции», таких, как Дмитрий Сергеевич Лихачев. Невнятная речь, редуцированные гласные, «проглоченные» окончания – это «особый шик» блатной среды, границы которой теперь, увы, весьма размыты. Такая речь маскирует (а, на самом деле, выдает) страх.

Речь того, кто четко артикулирует гласные и явственно произносит все согласные звуки,

на слух воспринимается как речь человека, уважающего себя, уважающего других. К мнению такого человека трудно не прислушаться.

Преодоление дикционных трудностей иногда сводимо к чисто психологической работе.

Надо позволить себе говорить четко. Взяв в качестве тренажера нейтральный текст (например, скороговорки) проговорите его медленно, утрированно четко произнося абсолютно все гласные и согласные, так как они написаны. Добейтесь того, чтобы такой способ произнесения стал для вас естественным и внутренне оправданным. Постепенно дикционная четкость и артикуляционная ясность распространится и на ваши собственные речевые стратегии.

В современном цивилизованном обществе аудиальная сфера находится в угнетенном состоянии по сравнению с другими репрезентативными системами. И, чем меньше мы уделяем сознательного внимания качеству звуков, которые мы слышим и воспроизводим, тем глубже влияют звуки на бессознательную часть нашей личности. Тем не менее, у нас есть все возможности для управления своим голосом, так чтобы он стал поистине нашим собственным, хорошо отлаженным многофункциональным инструментом, заточенным под те задачи, которые мы перед собой ставим.

И не только: голос – неотъемлемая часть нашей личности, имеющая колоссальное влияние и на нашу самооценку, и на отношения с людьми, и на отношения с миром в целом.

Не стану скрывать: для овладения голосовыми навыками недостаточно прочесть статью, несколько статей, книгу, или даже десять книг по постановке голоса. Искусство звучания во многом «восточная техника», то есть передающаяся непосредственно от учителя к ученику, и изучать его по книгам невозможно. Книги могут служить источником новой информации и хорошим подспорьем в овладении техникой, но лишь под руководством опытного наставника.

Цель этой статьи – помочь осознать читателю профессиональную и личную необходимость овладения голосовыми навыками, а также поверить в то, что у каждого такая возможность есть. Возможность изменений, возможность сделать шаг из себя – к себе.

Для этого надо помнить, что

  • уникальный голос и слух даны каждому человеку от рождения;
  • голос – инструмент, орган, продолжение нашего тела;
  • управляешь голосом – управляешь собой – управляешь ситуацией.

Источники: http://first-doctor.ru/perenapryazhenie-golosovyh-svyazok-simptomy/, http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/16879-perenapryazhenie-golosovyh-svyazok-simptomy-lechenie.html, http://orator.biz/library/shi/pochemy_golos_ustaet/

18 комментариев
  • megan92 ()   2 недели назад
    Подскажите, кто как борется с болью в суставах? Жутко болят колени(( Пью обезболивающие, но понимаю, что борюсь со следствием, а не с причиной...
  • Дарья ()   2 недели назад
    Несколько лет боролась со своими больными суставами и только прочитав эту статью, уже давно забыла про "неизлечимые" суставы
  • megan92 ()   13 дней назад
    Дарья, киньте ссылку на статью!
    P.S. Я тоже из города
    ))
  • Дарья ()   12 дней назад
    megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью.
  • Соня 10 дней назад
    А это не развод? Почему в Интернете продают?
  • юлек26 (Тверь)   10 дней назад
    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.
  • Ответ Редакции 10 дней назад
    Соня, здравствуйте. Данный препарат для лечения суставов действительно не реализуется через аптечную сеть во избежание завышенной цены. На сегодняшний день заказать можно только на официальном сайте. Будьте здоровы!
  • Соня 10 дней назад
    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.
  • Margo (Ульяновск)   8 дней назад
    А кто-нибудь пробовал народные методы лечения суставов? Бабушка таблеткам не доверяет, мучается от боли...
  • Андрей Неделю назад
    Каких только народных средств не пробовал, ничего не помогло...
  • Екатерина Неделю назад
    Пробовала пить отвар из лаврового листа, толку никакого, только желудок испортила себе. Не верю я больше в эти народные методы...
  • Мария 5 дней назад
    Недавно смотрела передачу по первому каналу, там тоже про эту Федеральную программу по борьбе с заболеваниями суставов говорили. Говорят что нашли способ навсегда вылечить суставы и спину, причем государство полностью финансирует лечение для каждого больного.
  • Елена (врач эндокринолог) 6 дней назад
    Действительно, на данный момент проходит программа, в которой каждый житель РФ и СНГ может полностью вылечить больные суставы.
  • александра (Сыктывкар)   5 дней назад
    Спасибо вам, уже приняла участие в этой программе.
  • Максим 4 дня назад
    кто Диклофенак пробовал? как эффект? помогло?
  • Татьяна (Екатеринбург)   Позавчера
    Практически не помогло. Не советую.
  • Елена (врач эндокринолог) Вчера
    Максим, рекомендую вам принять участие в Федеральной программе по борьбе с заболеваниями суставов, в 21 веке любые суставы можно вылечить!
  • Максим Сегодня
    Вот здорово! Неужели дошел прогресс и до нашей страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector